11
Курсов
50+
Отзывов
5
Обзоров
Без рубрики

Когда собственник магазина может обойтись без управляющего? Когда у него один магазин, то возможно, но когда их несколько – уже вряд ли. Для торговых сетей вообще нереально работать без директоров – слишком много объектов и обязанностей. Как складываются взаимоотношения между собственником и директором? Действительно директор облегчает жизнь собственника или, напротив, усложняет ее? Как можно решить проблемы между собственником и наемным директором?

В розничной торговле собственник начинает искать управляющего магазином (директора) в 2 случаях:

Большинство участников рынка розничной торговли сетуют на нехватку грамотных специалистов высшего и среднего звена. Особенно – управляющих-профессионалов.

Крупные сети

Еще несколько лет назад большинство крупных сетей решали проблему поиска кадров, привлекая западных специалистов или переманивая их у конкурентов. Хедхантинг и сейчас продолжает использоваться, однако многие крупные компании уже переориентировались на то, чтобы подготавливать руководителей из числа собственных сотрудников. Именно этот метод становится основным при подборе управляющих магазинов для большинства крупных сетей. Сеть универсамов «Патэрсон», «Магнит», «Пятерочка», «Метро Кэш энд Кэрри» – вот далеко не полный перечень сетей, в которых данный принцип активно используется. Руководство этих сетей уверено, что мотивированный персонал – залог успешного развития организации. Для таких сотрудников проводится специальное обучение на курсах директоров магазинов. Еще один способ, который часто используется – приглашение специалистов из регионов. Для таких сотрудников разработаны особые целевые программы профессиональной и психологической адаптации.

Небольшие сети и магазины

Найти хорошего директора для небольшой сети – тоже задача не из легких. И метод продвижения перспективных сотрудников на более высокие должности здесь также активно используется.

Такой способ позволяет не брать «кота в мешке», как при варианте подбора со стороны. К тому же сотрудник уже работающий отлично знает специфику бизнеса.

Поскольку небольшие сети и магазины часто бывают семейными предприятиями, то возможен еще один способ – подбор управляющего из числа знакомых или родственников. Однако, здесь возможны сложности. Ведь такой человек может не разбираться во всех тонкостях бизнеса, что повлечет за собой текучку кадров, проблемы с ассортиментом и т.п. 

Есть 2 разных взгляда на то, какими функциями наделять управляющего магазином

Управляющий-администратор

В таком случае управляющий решает только административные вопросы (чаще такая схема работает в сетевых магазинах).

При такой схеме формированием ассортимента, подбором поставщиков, ценообразованием занимается головной офис. Вопросы охраны, информационного обеспечения, оформления магазина также находятся в ведении центрального офиса. Управляющий же решает административные вопросы: кадровые, по работе с покупателями, по приему и хранению товаров. Часто на управляющего возлагается ответственность за достижение магазином определенного объема продаж.


Управляющий – предприниматель

Другой вариант – когда управляющего наделяют максимумом самостоятельности. У такого варианта тоже есть свои сторонники. Если передать управляющему все функции, которые касаются подбора, приема и обучения кадров, формирования ассортимента, внешнего вида магазинов и т.д. Тогда собственник сможет заниматься глобальными проблемами – решать финансовые вопросы, определять направления и перспективы развития бизнеса и т.п. В этом случае стоит прислушиваться к мнению управляющего, т.к. именно он вплотную общается с покупателями и продавцами, и лучше других осведомлен об их нуждах.

И если собственника устраивает получаемая от магазина прибыль, если клиенты довольны и не жалуются, если внешний вид магазина на высоком уровне, если нет финансовых и товарных недостач, если нет текучки кадров и все сотрудники заняты своим делом, – значит управляющий работает отлично.

Для управляющих мотивация не менее важна, чем для остальных сотрудников. Как мотивировать управляющего? Чаще всего используется формула “Высокая зарплата + процент + хорошее отношение”.

Даже небольшой процент от общей розничной прибыли может стать хорошим стимулом для сотрудника. Различные семинары, тренинги для директоров магазинов также повышают профессиональные навыки управляющего. А оплаченные путевки, корпоративные вечеринки, премирование за особые результаты (например, за отсутствие недостач или за рекордные прибыли) сильно повышают лояльность. Человек, который знает, что его ценят, работает с большей отдачей.