11
Курсов
50+
Отзывов
5
Обзоров
Без рубрики

Евросоюз приступил к  составлению собственного всемирного рейтинга вузов. Новый университетский «табель о рангах» планируется представить к концу 2011 года. На него выделяется 1 млн. евро. Цель европейских стран — уйти от «диктата англосаксов».  

Новый всемирный рейтинг по замыслу его авторов-французов должен более справедливо оценить престижность университетов, потеснив англосаксов, чье превосходство оценивается как незаслуженное. Тендер на подготовку нового рейтинга выиграл Консорциум или CHERPA, в который вошли исследовательские центры Нидерландов, Германии, Франции и Бельгии.

Европейцы хотят с помощью рейтинга сделать свои вузы более заметными и привлечь в них студентов. А также привлечь частные и государственные инвестиции в общеобразовательный и исследовательский процесс. Европа, наконец, поняла, что знания и мозги такой же товар, как и нефть, платина и автомобили. И за хорошие мозги стоит побороться. Сегодня в странах Европы имеется около 4 тысяч вузов, где обучается свыше 19 млн. студентов.

По словам чиновников еврокомиссии ЕС, большая университетская переоценка станет частью более масштабной стратегии экономической модернизации Европы. Борьба за мозги сегодня становится одним из элементов геополитической битвы за ресурсы. Одним из средств этой борьбы является финансовая поддержка вузов, где изучение немецкого языка идет наравне с национальным.

Вообще, глобальные вузовские рейтинги стали регулярно составляться с начала XXI века. Число их растет и сегодня насчитывает уже более десятка. Пока наиболее авторитетными считаются два: британский рейтинг 200, представляемый специализированным приложением газеты Times и рейтинг 500 вузов мира Шанхайского университета.

Сегодня в рейтинге Times в лидирующей двадцатке присутствует 13 американских, 5 британских, один австралийский и один канадский университеты. В шанхайском топ-списке  вообще 17 американских вузов, а из британских лишь Оксфорд и Кембридж. А вот, например, Токийский университет стоит на 20-м месте. 

В итоге, многие известные высшие учебные заведения Европы оказались на задворках англосаксонской научной и образовательной гегемонии. Кризис только усилил конкуренцию между вузами, что сказалось в первую очередь на различных общеобразовательных и подготовительных заведениях. Сегодня, например, обучение на Мальте английскому языку популярно гораздо больше, чем изучение того же французского языка.  

После мирового кризиса желание составить СВОЙ рейтинг и попиарить СВОИ вузы проявилось во многих развитых странах. К примеру, Россия недавно обнародовала собственный глобальный рейтинг вузов мира, составленный независимым рейтинговым агентством РейтОР. И в нем МГУ им. Ломоносова находится уже не «где-то там», в хвосте, а входит в первую пятерку.

Стоит уточнить, что объективная оценка российского вузовского потенциала сильно затруднена тем, что в нашей стране, в отличие от других, исследовательская наука и образование разделены административно. А ведущие мировые рейтинги учитывают как раз исследовательский потенциал вузов, ведь именно эти способности студентов в первую очередь важны для работодателя.