ПРОГРАММА
1. Методы планирования численности персонала.
(Чем определяется потребность в различных категориях персонала? Как спрогнозировать будущие потребности в персонале?) · Задачи планирования человеческих ресурсов. · Процесс планирования человеческих ресурсов. · Методы оценки будущих потребностей в человеческих ресурсах.
Практика: решение задач по определению численности необходимого персонала.
2. Составление профиля должности.
(Какие профессиональные знания и навыки необходимы, чтобы справиться с задачами на данной должности? Какими личными качествами должен обладать кандидат, чтобы справиться с задачами на данной должности?) · Матрица знаний, навыков, личностных знаний кандидата. · Работа с заказчиком (руководителем) по составлению профиля должности.
Практика: построение профиля должности на различные вакансии (руководители, специалисты, продавцы, производственный персонал – несколько вакансий по выбору слушателей).
3. Подбор персонала.
(Где искать кандидатов? Почему одни объявления «работают», а другие – нет?) · Источники кандидатов. Анализ рынка рабочей силы. · Методы поиска кандидатов.
Практика: выбор оптимальных методов поиска кандидатов на описанные выше вакансии.
· Правила составления объявлений о вакансиях.
Практика: Составление объявлений на описанные выше вакансии.
4. Телефонное интервью.
(Каковы цели телефонного интервью? Почему кандидаты не «доходят» до собеседования? Что можно и что нельзя сообщать кандидату по телефону?) · Цели и продолжительность телефонного интервью. · «Трудные» вопросы кандидатов по телефону?
Практика:
Составление плана телефонного интервью.
Проведение телефонного интервью.
5. Анализ анкет и резюме.
(Можно ли на основании резюме оценить кандидата? Как «читать» анкеты и резюме кандидатов? Какую информацию мы можем извлечь из анкеты и резюме?) · Принципы анализа информации в анкете и резюме. · Работа с информацией о соискателях: сбор информации, уточнение, анализ данных.
Практика: анализ резюме и анкет кандидатов.
6. Собеседование. Виды собеседований. Структура собеседования.
(Как за минимальное время получить максимум достоверной информации о кандидате? Какие вопросы надо задать кандидату? Какие вопросы НЕЛЬЗЯ задавать кандидату? Какие инструменты кроме вопросов можно использовать на собеседовании, чтобы получать достоверную информацию о кандидате?)
Подготовка к проведению собеседования
· Определение целей и задач собеседования · Уточнение потребностей заказчика (руководителя) · Описание вакансии, заявка на вакансию, определение ЗУН и компетенций · Построение графического профиля «идеального сотрудника» · Выбор процедур оценки компетенций для собеседования и вне его · Ключевые моменты анализа резюме кандидата · Определение «потенциала развития» и «проблемных зон» кандидата.
Упражнение-дискуссия «Проведение собеседования при приёме – сложности и причины их возникновения», разбор кейсов от участников.
Упражнение-практикум «Построение профиля «идеального сотрудника» для различных должностей».
Правила проведения собеседования · Субъективность оценки кандидата · Правила проведения телефонного собеседования · Формы и приёмы проведения телефонного собеседования · Правила назначения личного собеседования · Экспресс-оценка резюме.
Упражнение – ролевая игра «Определи компетенции кандидата».
Основные этапы и структура проведения интервью
· Алгоритм проведения собеседования · Этапы собеседования · Установление контакта · Блоки вопросов (биографические, функциональные, экспертные) · Диагностика по составляющим: профессиональные знания, результаты деятельности на предыдущих местах работы, соответствие корпоративным ценностям и необходимым для должности компетенциям, мотивация · Ошибки восприятия кандидатов · Проверка истинности предоставленных кандидатом фактом на основе рационального анализа предыдущей деятельности кандидатов
Ролевая игра «Видеоинтервью».
Эффективные методы собеседования · Метод case-интервью и case study (типы, варианты) · Методика PARLA (оценка обучаемости, системности, гибкости поведения, анализа совершённых ошибок, способности к развитию) · Метод проективных вопросов (мотивация, ценности, ответственности, лояльности) · Методики провокативного интервью · Карта мотиваторов (фокусных должностей компании) · Особенности оценки мотивации кандидата при приёме на работу
Упражнение-практикум «Выявление мотиваторов сотрудника», построение карты мотиваторов «должностей».
LAB – метапрограммный профиль
· «МЕТАПРОГРАММЫ» моделирование потенциального поведения людей с помощью полученных результатов: · Тип референции · Стремление – избегание · Процесс – результат · Процедуры – возможности · Сходство – различие · Активность – рефлективность · Одиночка – менеджер – командный игрок · Содержание – окружение · Лингвистический анализ речи
Упражнение-практикум «Проведение собеседования по методике LAB»
Принятие решения по кандидатам
· Резюме информации по ключевым точкам собеседования · Формирование матрицы для принятия решения · Аргументация для принятия решения руководителем · Мотивационное собеседование с кандидатом.
Упражнение – деловая игра «Собеседование с кандидатом – выявить «мотивационный профиль» и «замотивировать» на работу в компании».
7. Документооборот, сопровождающий процесс подбора и отбора персонала. (Какие документы помогут повысить качество отбора персонала? Как разработать эти документы? Кто их должен разрабатывать и заполнять?)
· Профиль должности. · Должностная инструкция. · Анкета кандидата. · Положение об отборе персонала. · Дополнительные документы.
8. Критерии эффективности подбора персонала.
(Как оценить эффективность работы по подбору персонала? Каковы риски некачественного подбора персонала?) · Количественные критерии. · Качественные критерии. · Распределение ответственности за качественный отбор персонала. · Риски, связанные с некачественным подбором персонала.
Подведение итогов работы на семинаре
! Предварительная подготовка: Желательно заранее прислать наиболее острые и волнующие вопросы из тех, что будут освещаться на семинаре. Это сэкономит время и сделает семинар более практичным.
! Возможно проведение мероприятия в корпоративном, индивидуальном формате, в форме вебинара.
Методы и формы работы
Занятия проводятся в режиме интенсивного взаимодействия ведущего и участников. Используются работа в малых группах, мозговой штурм, наглядные материалы. Моделируются ситуации, в которых участники будут ощущать действие тех же факторов, с которыми они сталкиваются или могут столкнуться на работе. В ходе последующего обсуждения участники не только наблюдают, анализируют, делают выводы и получают необходимую теоретическую информацию, объясняющую их непосредственный практический опыт, но и соотносят с помощью ведущего свой имеющийся и полученный опыт и знания.
Обучение проходит в форме семинаров или курсов повышения квалификации в Санкт-Петербурге и Москве.
Семинары в Москве проходят по мере набора группы.